RSS

Воркутинские чиновники не разрешили провести гражданскую панихиду в память погибшей правозащитницы

В среду, 27 июля, в Воркуте похоронили правозащитницу Людмилу Жоровлю и ее 20-летнего сына Константина, застреленных 21 июля в поселке Заполярный. Похороны, прошедшие при большом стечении сотрудников милиции, прошли спокойно. Чего не скажешь о настроении соратников и знакомых г-жи Жоровли, возмущенных комментариями некоторых должностных лиц, сделанными по поводу двойного убийства.

Коллеги убитой женщины по правозащитному движению хотели провести в ее память гражданскую панихиду. В понедельник, 25 июля, с соответствующей просьбой к заместителю главы города Анатолию Замедянскому обратилась Лидия Дрозденко – лидер независимого городского профсоюза работников образования «Защита». Как следует из слов г-жи Дрозденко, г-н Замедянский ответил на ее просьбу вопросами: «В честь чего вы гражданскую панихиду хотите устраивать? Она, собственно говоря, кто?» Далее из уст чиновника последовал совет «не устраивать в городе шоу». На позицию городского руководства по вопросу организации гражданской панихиды не смог повлиять даже депутат воркутинского горсовета, хорошо знавший г-жу Жоровлю.

В результате правозащитницу и ее сына проводили в последний путь без торжественных речей. Зато при усиленных нарядах милиции на всех стадиях печальной церемонии. Милиция дежурила у дома в Заполярном, где жили и были убиты Людмила и Константин Жоровля (попрощаться с ними пришло около 400 человек), у церкви, где отпевали покойников, на кладбище и даже у столовой хладокомбината, где были поминки. Примечательно, что грузовик, перевозивший тела погибших, везде сопровождался патрульными машинами с включенными проблесковыми маячками. Из патрульной же машины осуществлялась видеосъемка всех похоронных меро-приятий.

Милицейским сопровождением похорон руководил лично начальник УВД Воркуты Иван Гладких. Усиленное внимание милиции к похоронам он объяснил «ЗЖ» желанием обеспечить на них должный порядок. Корреспондент «ЗЖ», впрочем, так и не понял, зачем для обеспечения порядка понадобилась видеокамера.

Совет города на похоронах представляли три депутата, оппозиционных городской исполнительной власти: генеральный директор ООО «Торговый центр «Содружество» Геннадий Горбачев, юрисконсульт ООО «Городской рынок» Валентин Сопов и машинист подземных установок ОАО «Шахта «Воргашорская» Константин Пименов (он же – лидер независимого профсоюза воргашорских горняков «Защита»).

Из руководителей городской администрации никто не почтил похороны своим присутствием. Как, впрочем, и какими-нибудь иными знаками уважения, будь то венок или соболезнование в СМИ. Такое вызывающее молчание пошло вразрез с заявлением мэра Воркуты Игоря Шпектора, сделанным по поводу двойного убийства 26 июля.

Из слов г-на Шпектора, находящегося в отпуске за пределами Воркуты, следовало, что г-жа Жоровля была человеком, выгодным для администрации города. В частности, тем, что она выступала за объявление территории МО «Город Воркута» городским округом, а не муниципальным районом.

Впрочем, комплиментарные чувства г-на Шпектора к г-же Жоровле ограничились констатацией только этого момента. По поводу же деятельности г-жи Жоровли, направленной на защиту прав граждан от незаконных тарифных решений городской мэрии, мэр города заявил следующее:

– Она не была никакой правозащитницей. У нас много известных правозащитников, и к ним она не имеет никакого отношения. Она занималась коммерческой деятельностью на почве ЖКХ – брала с людей деньги, чтобы защищать их интересы в суде. То, что ее убили из-за правозащитной деятельности, – это полный бред. Различные люди заинтересованы, чтобы дать делу такой оборот. Преступников найдут, и, скорее всего, окажется, что это просто наркоманы или бандиты, которые залезли за деньгами (цитата по сообщению ИА REGNUM).

Похожую позицию в разговоре с корреспондентом «ЗЖ» высказал 30 июля начальник городского УВД г-н Гладких. По его мнению, правозащитником может называться только тот человек, который состоит членом какой-нибудь правозащитной организации (г-жа Жоровля действительно не отвечает этому названному г-ном Гладких критерию).

Попытки городских начальников отрицать если не очевидные, то по крайней мере лежащие на поверхности мотивы убийства вызвали у правозащитников вполне понятные эмоции. Так, лидер Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игорь Сажин подготовил открытое письмо-заявление, адресованное Генеральной прокуратуре РФ (текст письма – на этой же странице номера газеты). В письме, подписанном представителями девяти общественных организаций, от генпрокуратуры потребовали комплексной проверки состояния законности в Республике Коми и в особенности в Воркуте, Ухте и Сыктывкаре.

С заявлениями г-д Шпектора и Гладких не согласились и жители Воркуты, далекие от публично-правовой деятельности. В частности, детский врач поселка Заполярный Тамара Новицкая, с которой у Людмилы Жоровли были доверительные отношения. В разговоре с корреспондентом «ЗЖ» г-жа Новицкая призналась, что она часто слышала от г-жи Жоровли рассказы о поступавших в ее адрес угрозах. Г-жа Новицкая также сообщила, что отношения между мэром города и г-жой Жоровлей были далеко не дружественными. «Она была очень неудобным для администрации человеком», – категорически заявила Тамара Новицкая.

Между тем в Воркуте продолжается следствие по уголовному делу, возбужденному по факту двойного убийства прокуратурой города. Расследование дела находится на контроле у прокурора Республики Коми Виктора Ковалевского. Помимо этого, всю минувшую неделю воркутинским следователям помогала бригада специалистов МВД РК во главе с заместителем министра, начальником следственного управления МВД Анатолием Писцовым. Однако, по сведениям «ЗЖ», следственным органам пока хвастаться нечем.

Эрнест Мезак

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть