RSS

Александр Попов: “Ты стоишь на крыше мира, а весь шарик – под ногами”

Глава РК Владимир Торлопов на своей последней пресс-конференции, посвященной итогам работы возглавляемой им рабочей группы Госсовета РФ по разграничению полномочий между центром и субъектами РФ, сделал неожиданное заявление. Оказалось, что глава не знает, сколько в республике насчитывается структур, подчиняющихся Министерству природы РФ: «Одни говорят – шесть, другие – пять» («ЗЖ», 29 августа). «ЗЖ» решила переадресовать интересующий главу вопрос руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РК Александру Попову, недавно вернувшемуся из поездки по Северному полюсу. Благо, к г-ну Попову накопились и другие вопросы.

ПОПОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
Родился 7 июня 1957 года в Инте. В 1979 году окончил строительный факультет Ухтинского индустриального института по специальности «инженер-строитель». Начал карьеру с мастера участка шахтостроительного управления № 8 в Инте. Работал мастером, прорабом, начальником участка, заместителем главного инженера.
В 1988 году назначен главным инженером дирекции по капитальному строительству объединения «Интауголь».
В 1990 г. избран председателем исполкома Интинского горсовета.
С января 1992 года – глава администрации Инты.
В 1995-99 гг. – депутат Госсовета РК.
С 1999 года, после переезда в Сыктывкар, возглавляет региональные природоохранные структуры (Департамент окружающей среды РК, Госкомэкологии РК, Комитет природных ресурсов РК, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по РК).
С осени 2004 года – руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РК.
Председатель политсовета Коми регионального отделения партии «Союз правых сил».

   

– Выступая на пресс-конференции, Глава РК Владимир Торлопов заявил, что не знает, сколько природоохранных структур действует на подведомственной ему территории («ЗЖ», 29 августа). Вы-то знаете?

(Смеется) Я знаю, конечно.

– Может, проинформируем главу?

– Я думаю, что глава немного утрировал. Действительно, я свое главное управление разделил на четыре части, т.е. вместо одной конторы стало четыре. И еще часть полномочий передал пятой конторе.

– А смысл? Стало меньше чиновников?

– Наоборот. Суммарно на 40 человек стало больше.

– Давайте назовем все эти конторы.

– На базе Минприроды РФ сформировано три федеральных агентства: лесного хозяйства, водных ресурсов и по недропользованию. В субъектах РФ, в том числе и в нашем, образованы их территориальные органы. Агентство по недропользованию, которое возглавляет у нас Александр Сегаль, лесное агентство, которое возглавляет Василий Обухов, и отдел Двино-Печорского бассейного водного управления, который возглавляет Леонид Антонов. Плюс управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое возглавляю я. Раньше это было одно ведомство, и все перечисленные руководители были моими заместителями.

– Какова на сегодняшний день ситуация по вопросу изменения границ национального парка «Югыд ва»?

– Когда все это дело в 1994 году создавалось, многие вещи не были учтены. В том числе и то, что на территории «Югыд ва» промышленная деятельность проводилась к тому времени уже более 60 лет. И сегодня ведется работа, и я думаю, она будет доведена в том направлении, чтобы зону традиционной промышленной деятельности все-таки вывести из парка и в условиях буферной зоны при соблюдении всех требований экологической безопасности осуществлять там хозяйственную деятельность. Она, собственно говоря, уже и так осуществляется, но сегодня она формально незаконна. Нужно узаконить.

– Как вы оцениваете результаты деятельности рабочей группы по разграничению полномочий (по просьбе Президента РФ Глава РК Владимир Торлопов возглавил рабочую группу Госсовета РФ по вопросам разграничения полномочий между центром и регионами – «ЗЖ»)? Ведь что бы ни говорили, а самое главное – контроль за недрами – остается в руках Москвы…

– Да. По вопросам недропользования Москва и не планирует передавать регионам какие-либо полномочия. И я сам, работая в федеральной структуре, считаю, что это не совсем правильно. Нельзя субъект отлучать от тех ресурсов, которые расположены на его территории. Мне представляется, что более справедливым был принцип «двух ключей», который действовал. Но я государственный чиновник и не обсуждаю приказы начальника, я их выполняю. И при этом высказываю свою точку зрения. Может быть, мы когда-нибудь все равно вернемся к этому, но не сегодня. Сегодня, с учетом сложившейся конъюнктуры на мировом рынке углеводородов, необходимо максимально контролировать все вопросы недропользования. В этом есть своя логика, но все равно, я считаю, что субъект должен участвовать в управлении ресурсами.

– Почему Главе РК в качестве руководителя рабочей группы Госсовета РФ не удалось отстоять хотя бы принцип «двух ключей»?

– А что отстаивать? Этого принципа уже нет. Сегодня лицензированием занимается Федеральное агентство по недропользованию. Но, насколько я знаю, эти вопросы ставились в рамках рабочей группы. Соответствующие материалы готовило республиканское минприроды, проводились консультации и с нами. Просто надо понимать, что те ведомства в Москве, у которых сегодня данные полномочия, не очень, мягко говоря, спешат этими полномочиями делиться. Потому что это рычаги. У нас ведь ресурсная страна, и тот, кто управляет ресурсами, управляет ситуацией.

– Каковы, на взгляд человека, возглавлявшего в 2001 году предвыборный штаб Владимира Торлопова, шансы нынешнего главы сохранить свою должность?

– Для меня вопрос переназначения Торлопова на пост главы очевиден. Я считаю, что он очень эффективно отработал свое председательство в рабочей группе…

– Получается, ему именно за это дадут второй срок?

(После паузы) А ведь к нему нет формальных претензий! Бюджет выполняется, причем хорошо. Он (Владимир Торлопов – «ЗЖ») в нормальном переговорном процессе со всеми крупными олигархами. Он всех устраивает. Так что еще раз говорю: формальных претензий нет. Есть неформальные, по принципу «сам дурак». И весь скулеж по поводу передела собственности – это не более чем скулеж, поскольку 95% жителей Республики Коми не интересует, кто чей собственник. Главное – чтобы работало производство, чтобы выдавалась зарплата, чтобы выплачивалась пенсия и была такая общая стабильность. Вот говорят: он (Владимир Торлопов – «ЗЖ») слабый. Но он эту свою слабость может обращать в плюс. Если Юрий Алексеевич (Спиридонов, экс-Глава РК – «ЗЖ») был такой кувалдой, разговаривал с людьми все время через губу, то Владимир Александрович со всеми договаривается.

– Из тех людей, кто работал в предвыборном штабе г-на Торлопова, на сегодняшний день в его окружении остались только разве что г-н Ольшевский (Александр Ольшевский, управделами Желтого дома – «ЗЖ») и г-жа Моисеева (Маргарита Моисеева, руководитель секретариата главы – «ЗЖ»). У остальных же к нему разного рода претензии, вплоть до банальных: дескать, обещал и не дал…

– Мне он ничего не обещал.

– Вам удалось сработаться с нынешней командой главы?

– Мне интересно работать с этой командой в целом, и с Павлом Ордой (первый заместитель Главы РК – «ЗЖ») в частности. Считаю его очень адекватным человеком. Ну, ему просто не рассказали, что нельзя говорить «я», «моя»… Вот мне рассказали, когда я еще был начальником участка: «Это не твой участок, а участок, который ты возглавляешь». А ему – не рассказали. Его этому не научили. Зато научили другому: он адекватный, он цепкий, он понимает ситуацию. Вот мне с ним комфортно разговаривать.

– А какие у вас отношения с командой, конкурировавшей на последних выборах Главы РК?

– У меня со всеми ровные отношения. Потому что во время той предвыборной кампании я не позволял себе никаких оскорбительных действий по отношению к конкурентам. Все было ровно и выдержанно. И сегодня я нормально общаюсь с теми людьми, с которыми конкурировал. Хотя на тот момент отдельные личностные отношения накалялись, но они все восстановились. У меня нет испорченных отношений.

– Известно, что недавно вы побывали на Северном полюсе вместе с иностранными туристами, заплатившими за поездку по $19 тыс. каждый. А вы туда как попали?

– Режим посещения заповедника «Земля Франца-Иосифа» предполагает наличие сотрудника национального парка, поскольку это заказник федерального значения. Во время своего отпуска я на две недели устроился на работу в этот заповедник и выполнял обязанности…

– Следили за туристами?

– Я им сказал так: «Моя задача – чтобы вы все увидели, но чтобы вы никого не напугали. И чтобы вас никто не напугал или не съел». А следить – было кому. С нами ездили четверо сотрудников ФСБ. Все-таки, во-первых, это ядерный объект, а во-вторых, они обеспечивали охрану. У каждого имелись радиостанция, оружие. А вдруг у какого-нибудь мишки возникнет желание полакомиться иностранным туристом?

– Услуги ФСБ тоже входили в стоимость тура?

– Думаю, да.

– Судя по высказываниям в СМИ, вы в восторге от посещения Северного полюса. Признайтесь, а в чем, собственно, кайф?

– Этого словами не опишешь. Ну, вот ты стоишь на крыше мира, а весь шарик – он там, под ногами…

Беседовал Борис Суранов

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть