RSS

Аркадий Вятчанин-старший: “Сердечные дела мешают работе”

На минувшей неделе в Сыктывкаре закончились тренировочные сборы выросших в Воркуте пловцов Аркадия Вятчанина и Анатолия Полякова. Их приезд в столицу республики – первый после прошедшего в июле в Монреале (Канада) чемпионата мира. Там г-н Вятчанин получил серебряную медаль за 2 место в комбинированной эстафете. На индивидуальных дистанциях 100 и 200 м на спине он до призовых мест не доплыл. Анатолий Поляков на чемпионате пошел практически ко дну, не попав даже в финальную восьмерку в заплыве на 200 м баттерфляем. После водных процедур в сыктывкарском бассейне г-да Вятчанин и Поляков отправились в Таганрог, где, как известно, они уже несколько лет живут и тренируются. Руководивший занятиями тренер обоих пловцов Аркадий Вятчанин-старший, напротив, поехал в Воркуту – как он выразился, «посмотреть, все ли нормально и стоят ли еще стены в квартире». Перед отъездом с ним встретился корреспондент «ЗЖ», поинтересовавшийся мнением г-на Вятчанина о завершившемся сезоне и планами на начинающийся вскоре новый.

– Монреальский чемпионат был главным турниром сезона. Как оцените выступление своих?

– Мировым чемпионатом закончился спортивный год, и в целом я результатами доволен. Вроде все прошло нормально. Единственное, мне как тренеру непонятен срыв Толика на чемпионате, по крайней мере в финал он должен был выходить. У него есть свои проблемы. Первое – проблемы личного характера. Скажем так, сердечные дела, они всегда мешали работе. И второе – у него давнишняя травма плеча, которая, к сожалению, до сих пор дает о себе знать.

– Насчет «сердечных дел»: девушка из Таганрога?

– Нет, из Воркуты. Это одна из наших учениц. Я все понимаю, есть личная жизнь, но когда в угоду личным взаимоотношениям приносится дело, которому ты служишь, это, я считаю, уже плохо.

– В последнее время Анатолий Поляков уже не первый номер сборной на своей дистанции 200 м баттерфляем. Его «подвинул» Николай Скворцов, весь год показывавший более высокие результаты. На ваш взгляд, есть шансы вернуть позиции?

– Вообще-то, я не особенно надеюсь на Скворцова, зная его характер. Он со всем справляется, все нормально, но у него нет какой-то уравновешенности, что ли. То вспышка, то потом спад. А потенциал Анатолия еще далеко не исчерпан, он еще вполне способен себя показать. Вот если бы не травма и не эти его личные проблемы…

– У Аркадия таких проблем нет?

– Я думаю, нет и не будет. Он сам прекрасно понимает, что если ты в спорте поставил себе цель, нужно сделать все, чтобы ее достичь.

– В интервью «ЗЖ» Аркадий говорил, что сначала злился на вас из-за того, что вы слегка придерживали его на тренировках, не давали ему «развернуться» и плавать в полную силу, а сейчас все наладилось. Это так?

– У него это еще осталось. Полного и откровенного взаимопонимания, к сожалению, пока нет. Оно, конечно, появится, но спустя какое-то время. А когда время уходит понапрасну – это плохо.

– На фоне, в общем-то, провала российской сборной на чемпионате мира «серебро» вашего сына в эстафете блестит довольно ярко. А если бы Аркадий проплыл стометровку с тем же временем, как два года назад на предыдущем чемпионате в Барселоне, где он был вторым, то снова попал бы в призеры.

– Да. Но дело даже не в том, какое место он сейчас занял. Важнее то, что на дистанции 100 м он сумел показать результат, который мы планировали в этом году, хотя из-за болезни из плана его подготовки выпали четыре месяца – где-то с конца ноября по середину марта. Это главная причина, почему он не стал призером. Несмотря на это, повторюсь, он выполнил поставленную перед ним задачу. Чтобы показать нужный результат в заплыве на 200 м, пропущенного периода тяжелой работы как раз, естественно, уже и не хватило.

– Перед чемпионатом к вам в группу «определили» оставшуюся без тренера Станиславу Комарову – лидера женской сборной страны. Она, между тем, предпочла тренироваться самостоятельно. Не расскажете, что там за история случилась?

– Руководство сборной предложило мне помочь ей в тренировках, и по планам на завершающей стадии подготовки она должна была плавать с нами, в моей «бригаде». По поводу этого был телефонный разговор с Геннадием Турецким (работающий сейчас в Австралии знаменитый тренер, воспитавший олимпийского чемпиона Александра Попова – «ЗЖ»). Турецкий выслал примерный план ее подготовки к чемпионату мира. Но на заключительном сборе, прошедшем в Испании, Комарова ко мне ни разу даже не подошла. Я пытался раза три поинтересоваться у нее, все ли нормально, нужно ли чем помочь. Она отвечала: «Да, да, да, все хорошо, я сама все сделаю». Ну сама так сама, ради бога. А в результате – никакого результата. Даже близкого к тому, что она раньше показывала.

– Сейчас не будете с ней работать?

– Нет, конечно.

– А как вам недавняя идея Александра Попова, после провала в Канаде предложившего собрать всех сильнейших российских пловцов и отправить их на сборы к г-ну Турецкому?

– Я ее полностью поддерживаю. Как тренер-консультант Геннадий Турецкий великолепно справляется с делом, у него большой опыт работы с ведущими спортсменами мира. Нужен какой-то качественный прорыв, и с помощью Турецкого, я думаю, его вполне возможно совершить. Федерация плавания России будет арендовать номера в отеле, чтобы ребята с тренерами выезжали на три-четыре недели на сборы – особенно перед крупнейшими турнирами. Сейчас на конференции в Санкт-Петербурге все будет, видимо, конкретно решаться – и по срокам, и по людям.

– Речь не идет о том, чтобы полностью забрать пловцов от их тренеров? Например, Аркадия от вас?

– Нет, имеются в виду просто консультации.

– В ноябре прошлого года на Заполярных играх вспыхнул памятный скандал: мэр города Игорь Шпектор очень разозлился на вас троих за то, что вы уехали до окончания соревнований и Аркадий с Анатолием не добавили Воркуте нужных очков в плавательной программе («ЗЖ», 22, 15 ноября 2004 г.). В итоге г-н Шпектор распорядился лишить ставок тренера и спортсмена вас с Анатолием, но, тем не менее, оставил на ставке спортсмена-инструктора вашего сына. Сейчас с мэром Воркуты остались какие-то отношения?

– После того, как нас попросту ни за что и несправедливо выгнали – абсолютно никаких.

– А вы не пытались как-то объясниться с хозяином города?

– А зачем и что объяснять? Это бес-по-лез-но. Я уже говорил раньше, что перед Заполярными играми даты нашего приезда и отъезда оговаривались заранее. У нас шла подготовка к этапам Кубка мира, и все об этом прекрасно знали. Я считаю, конфликт возник благодаря проискам людей, которым давно хотелось как-то нам насолить, чем-то уколоть. Они и наговорили про нас мэру, взбудоражили его.

– Вы имеете в виду судившую соревнования по плаванию тренера Татьяну Коровину и начальника городского спортивного управления Екатерину Едакину?

– Да. Но меня, честно говоря, сейчас все это даже не волнует. Нам большую поддержку оказывает агентство по спорту Коми – и моральную, и материальную, и в приобретении необходимых медицинских препаратов (оба Вятчанины и Анатолий Поляков находятся на ставках в республиканской Школе высшего спортивного мастерства – «ЗЖ»).

– Говорят, у вас давний конфликт и с самим г-ном Шпектором – еще с тех пор, когда вы возглавляли спортивное управление. Вы по своему желанию оставили в конце 90-х свою должность или мэр попросил уйти?

– Естественно, он попросил. У нас были разные взгляды на то, как вести спортивную деятельность. При этом работа открывшихся в то время спортивных школ по различным видам спорта давала свои результаты. Понимаете, даже если мы уедем куда-то навсегда, исчезнем, в Воркуте все равно после нас останется хорошая школа. Я имею в виду не просто ДЮСШ, а в более широком смысле – наработки, методики. Это главное.

– В спортшколе в поселке Цементнозаводском, где занимались и Анатолий Поляков, и ваш сын, сейчас есть Анастасия Иваненко. Ей 16 лет, и в этом году она выиграла и чемпионат России, и юношеское первенство Европы.

– Ее тренирует мой племянник, Денис Шаляпин. Но там есть не только она. В этой ДЮСШ «Олимпиец» готовятся и Илья Воловник, он тоже входит в юношескую сборную страны, и Лиза Горшкова, и еще ряд способных пловцов.

– Анастасия Иваненко считалась даже кандидатом во «взрослую» сборную на чемпионат мира.

– Она и должна была ехать, необходимые нормативы она выполнила. Видимо, ее тренер, Денис Валерьевич, отказался по каким-то своим соображениям, не стал торопить события. Ничего страшного здесь нет, у Насти все еще впереди.

– Не собираетесь взять ее к себе?

– А зачем отнимать ее от тренера? Я считаю, Денис Шаляпин и сам прекрасно справляется. Мы просто хотим договориться, чтобы они приезжали к нам на базу в Таганрог. Либо просто на сборы, либо практически на постоянную подготовку, как у Аркадия и Анатолия.

– В новом сезоне вы своим подопечным позволите слегка расслабиться? Все-таки до Олимпиады еще три года.

– Наоборот, хочется провести подготовку еще жестче. А на следующий год – сделать ее еще более жесткой. Чтобы уже перед Олимпиадой слегка «отпустить».

Беседовал

Александр Коннин

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть