RSS

Кладбище не может быть собственностью

Тем более – частной

На прошлой неделе посетивший местечко Кируль сыктывкарский градоначальник при журналистах выяснял отношения с частной предпринимательницей Еленой Летовой. Сергей Катунин предложил г-же Летовой добровольно разобрать принадлежащую ей собственность – производственную базу, расположенную по улице Береговой (почтовый адрес – Кирова, 79а). На территории базы планируется разбить цветник и установить поклонный крест в знак покаяния пред горожанами, чьи могилы осквернили в начале 30-х годов прошлого века красные градоначальники. Г-жа Летова, в свою очередь, похоже, не боится ни мэра, ни Бога. Вот уже больше года она в судебном порядке пытается завладеть землями старейшего городского кладбища.

В ноябре 2001 года Елена Летова за относительно небольшую сумму приобрела базу у ООО «Банк реконструкции и развития». Подремонтировав ее (сейчас база используется как гаражи), она решила приобрести в частную собственность земельный участок, находящийся непосредственно под самим строением, а также землю перед гаражами. Благо, Земельный кодекс РФ такую возможность вроде бы предусматривает. Но администрация города удовлетворять частнособственнические претензии г-жи Летовой отказалась.

Дело в том, что напротив гаражных ворот находится парадный вход в Свято-Вознесенский кафедральный собор города Сыктывкара. Построенный в 1811-1820 годах храм сегодня является вторым по старшинству зданием столицы Коми. Но это лишь один аспект проблемы.

Общая для храма и гаражей площадь, половину которой Елена Летова хочет заполучить в частную собственность – это закатанная в асфальт часть старейшего городского кладбища. Собственно, и сам-то Вознесенский храм был сооружен как кладбищенская церковь. Это обстоятельство, как следует из слов настоятеля собора протоиерея Иоанна Лапко, начисто исключает возможность полюбовного разделения спорной земельной территории между служителями Бога и маммоны.

Восходящие к древнееврейским обычаям православные погребальные традиции предписывают сохранять нетронутыми даже давно заброшенные могилы. В местах захоронений допускаются лишь богослужебные и поминальные обряды. Эти неписаные правила, как и традиция конфессиональной организации захоронений (в пределах одной кладбищенской ограды должны хорониться люди одной веры), были закреплены в 70-х годах XVIII века в российском законодательстве о кладбищах. Примерно тогда же рядом с Усть-Сысольском (так до 1930 года назывался Сыктывкар) в местечке Кируль обустроили православный погост. На нем, по подсчетам известного сыктывкарского историка Михаила Рогачева, похоронено около 25 тысяч жителей уездного (с 1921 года – областного) центра.

Почему могилы оказались под асфальтом, догадаться нетрудно. При большевиках разорение кладбищ было делом столь же обыденным, как и разрушение церквей. В начале 30-х годов эта участь постигла кирульский погост. По распоряжению горисполкома могильные памятники были снесены, деревянные кресты закопаны, кладбищенская ограда разобрана. Вандалов с официальными полномочиями не остановил даже тот факт, что в Кируле была похоронена замученная белобандитами красная партизанка Домна Каликова. Заметим, что сами захоронения остались на прежнем месте. Были утрачены лишь те из них (в том числе, по некоторым данным, и могила Домны), которые затронули при прокладке коммуникаций и рытье подвалов для близлежащих зданий. Кстати, по словам протоиерея Михаила Козака, человеческие кости на территории храма находили даже в 90-х годах XX века.

В 1990 году церковь и построенные в 60-х годах гаражи были единым «архитектурным» комплексом. В храме размещалась экспозиция краеведческого музея, а в гаражах – музейное фондохранилище. А дальше, по чьему-то недогляду, эти два имеющих один двор объекта отошли к разным собственникам. Церковь была отдана православному приходу (что вполне логично), а гаражи – архитектурной фирме «Арди». Фирмачи 12 лет назад обещали настоятелю храма передать гаражи церкви. Клирики планировали их снести, чтобы разместить на освобожденной земле художественную ограду с парадным въездом на храмовую территорию, поклонный крест и цветник. Но производственная база непонятным образом оказалась в собственности банка, а затем и г-жи Летовой. Она же теперь хочет большего – заполучить в частную собственность часть незастроенной кладбищенской территории. Действия же препятствующих этому желанию городских властей (в 2003 году администрация города отдала спорную земельную территорию в собственность прихода кафедрального собора) Елена Летова обжаловала в июне 2003 года в Арбитражном суде Республики Коми.

Решение по делу еще не вынесено, но отнюдь не факт, что оно будет в пользу православных традиций – решение городских властей грешит множеством юридических неувязок. Впрочем, пока суд да дело, город может выстроить более эффективную систему защиты исторической территории от притязаний предпринимательницы. Так, Совет муниципального образования вправе объявить территорию, окружающую храм, историко-мемориальным кладбищем и земельным участком общего пользования. В этом случае приход собора уже не сможет оформить эту землю в собственность. Но и требования г-жи Летовой разобьются о нормы Земельного кодекса РФ. Статья 85 кодекса запрещает приватизацию городских земель общего пользования, а статья 99 обязывает использовать земли гражданских захоронений исключительно по их целевому назначению. В нашем случае – для вечного упокоения.

Павел Александров

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть