RSS

Милиция записывает арестантов
в очередь на отсидку,

борясь с дефицитом свободных мест
в городской тюрьме Сыктывкара

Теперь на дверях спецприемника впору вешать табличку с надписью «Мест нет». Фото Эрнеста Мезака.

Теперь на дверях спецприемника впору вешать табличку с надписью «Мест нет». Фото Эрнеста Мезака.

На этой неделе стало известно, что спецприемник при УВД по городу Сыктывкару под давлением правозащитников был вынужден пойти на беспрецедентные уступки лицам, арестованным в административном порядке. Чтобы избежать чрезмерного переполнения камер, милиция ввела в городской административной тюрьме очередь на отсидку.

Скандал вокруг сыктывкарского спецприемника начал разворачиваться в октябре прошлого года, когда в его стены без должных, как потом выяснилось, правовых оснований на час угодил отставной офицер ФСБ Степан Юшков. Г-н Юшков был задержан по линии ГИБДД. Однако предназначенная для водителей камера спецприемника была переполнена, поэтому его поместили в другую, более комфортную камеру к трем иностранцам, ожидавшим выдворения из России за нарушение миграционного законодательства. Однако и там отставной офицер пережил настоящий шок, о чем он рассказал по выходе из тюрьмы своему знакомому, юристу КПК «Мемориал» Александру Щиголеву.

Все остальное было делом правозащитной техники. При поддержке юристов КПК «Мемориал» в Сыктывкарский городской суд пошли жалобы побывавших в спецприемнике граждан, жалующихся на нарушение статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Последняя запрещает пытки и другие формы унижения человеческого достоинства.

Существенным подспорьем для ведения таких гражданских дел стала возможность посещать спецприемник, которую руководители КПК «Мемориал» Игорь Сажин и Эрнест Мезак получили как члены созданной в конце прошлого года Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Первое такое посещение состоялось 26 января этого года. В стенах городской административной тюрьмы г-да Сажин и Мезак обнаружили с десяток нарушений национального законодательства и европейских стандартов. И это при том, что два самых позорных нарушения — чрезвычайное переполнение камер и отсутствие загородок у расположенных в камерах унитазов — к приходу правозащитников все-таки устранили.

Отметим, что действующая санитарная норма (не менее четырех кв. метров площади камеры на одного арестованного), о которой, наконец, вспомнили перед приходом правозащитников в тюрьму, позволяет содержать в девяти камерах спецприемника не более 34 человек (а с учетом требования о раздельном содержании ряда категорий заключенных – и того меньше). Между тем летом-осенью прошлого года, как доверительно рассказали корреспонденту «ЗЖ» работники спецприемника, их начальник Николай Попов легко помещал в эти же девять камер семьдесят, восемьдесят, а иногда и сто человек.

До недавнего времени загадкой оставалось то, куда милиция стала девать излишки спецконтингента. Ответ на этот вопрос был найден на этой неделе в судебном заседании у судьи Сыктывкарского городского суда Андрея Юдина, который рассматривает иск об условиях содержания в спецприемнике жителя Эжвы Евгения, попросившего корреспондента «ЗЖ» не называть его фамилию.

В ноябре прошлого года по решению мирового судьи эжвинец отсидел в спецприемнике Сыктывкара десять суток за управление автомобилем в нетрезвом виде, а затем был полностью оправдан Эжвинским районным судом. Согласно справке, подписанной начальником спецприемника Николаем Поповым, в камере, рассчитанной на шесть человек, Евгений коротал свой срок в компании еще одиннадцати заключенных.

В прошедшем на днях судебном заседании истец рассказал суду о новациях в деятельности спецприемника. Две недели назад туда доставили коллегу Евгения, которому был назначен арест на трое суток за мелкое хулиганство. Однако в тюрьму приговоренного не поместили, сославшись на отсутствие свободных мест. При этом с него взяли расписку, что по первому требованию сотрудников милиции он явится для отбытия наказания. Правда, никакого приглашения в спецприемник «хулиган» до сих пор так и не получил.

Услышанное в зале суда стало откровением для представителя УВД по городу Сыктывкару Светланы Лесковой. Хотя сомнительно, что эксперимент с очередью реализуется без участия руководства УВД. Неудовлетворительные условия содержания арестованных в спецприемнике Сыктывкара настолько очевидны, что не устранять их и дальше — значит, провоцировать правозащитников на инициирование разбирательства в Европейском суде по правам человека.

Между тем, г-н Сажин очень доволен нововведением в деятельности сыктывкарской милиции. «Похоже, в тюрьме Сыктывкара впервые в российской практике реализовали процедуру, которая давно стала обыденной в некоторых странах Западной Европы», — заявил правозащитник корреспонденту «ЗЖ».

Павел Александров

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!
Оля (05.05.2009, 09:25:49)

Виртикаль власти в действии: арестантов не садют, заключонные збегають из ФСБ.


Макар (04.05.2009, 14:07:49)

Да, есть КоАП РФ, но если быть внимательным и попытаться соприкоснуться со смыслом системы административного наказания, то очень легко понять, что немедленное исполнение или замедленное исполнение - не играет ни какой роли. Лишение человека свободы, как наказание за содеянное административное правонарушения не играет ни какой роли, потому что это не изоляция от общество социально опасного человека!!! Подчеркиваю, здесь другой смысл лишения свободы. Здесь у человек в наказание за нарушение отбирают очень ценную вещь - свободу, но не ограждают общество от этого человека. С уголовным преследование совсем другое, здесь есть факт изоляции от общества, помещение в регулируемую среду, навязывание социальных стандартов в момент изоляции, не допущение возможности влияния на общество своим асоциальным поведение. Это более тяжелая форма.


Павел (04.05.2009, 12:39:47)

Николас, засунь КоАП себе в одно место.

Что делать, если нет у милиции возможности исполнить постановление об аресте без нарушения Европейской конвенции о защите прав человека? ЕСПЧ, как известно, за переполнение тюремных камер наказывает всегда и строго. Конвенция же, с учетом ее толкования ЕСПЧ, должна добросовестно исполняться. Так что, фиговый листок в виде КоАПа в Страсбурге не поможет. И менты все правильно делают. Лучше отпустить хулигана сейчас, чем позориться потом в Страсбурге.


Николас (04.05.2009, 10:07:17)

Интересное толкование Положений КоАП РФ, а именно: ст. 31.5, 31.8.
Видимо решили расширительно толковать, что "При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста
невозможно в установленные сроки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца
Но забыли, что всё эти причины должны относится к человеку, который признан виновным, а не к органам.
И явное нарушение ст. 32.8. КоАП РФ:
Исполнение постановления об административном аресте
1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.
...

Россия. что же еще поделать. юристов много, а читали КоАП РФ полностью не все =)


Федор (04.05.2009, 03:22:22)

Вот это да!


Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть