RSS

Представители творческих союзов Коми пытались отделить культуру от колбасы

Получилось не очень

Художник Вячеслав Куликов напомнил коллегам о том, что «халява» кончилась с развалом КПСС. Фото «ЗЖ».

Художник Вячеслав Куликов напомнил коллегам о том, что «халява» кончилась с развалом КПСС. Фото «ЗЖ».

В минувшую пятницу, 15 мая, в Республиканском доме творчества (РДТ) в Сыктывкаре прошла 2-я конференция творческих союзов Коми. Характерной особенностью форума стало навязчивое желание деятелей искусств доказать друг другу, что объединяющие их творческие союзы до сих пор не утратили своего предназначения.

Открывая заседание, директор РДТ Борис Май для начала предупредил полсотни его участников, представлявших региональные объединения писателей, художников, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, композиторов, концертных и театральных деятелей, что конечным итогом встречи не будет принятие какой-либо резолюции, ибо нереализованными, а стало быть, актуальными остались пункты прошлогодней конференции, касающиеся принятия законодательных мер по поддержке культуры. Взяв на себя роль распорядителя мероприятия, г-н Май также предостерег присутствующих от пустопорожних разговоров: «Здесь люди психически тонкие, и каждый сразу будет чувствовать – если он говорит глупость, то пора закругляться...»

Не все ораторы вняли этому предостережению, однако большинство выступлений показало, что люди на конференции собрались, действительно, психически тонкие.

Председатель правления Союза писателей РК Елена Козлова уложилась в пять минут, сообщив о двух основных проблемах организации — о секвестированной с пяти до двух с небольшим миллионов рублей сумме на издание книг местных авторов и проблеме с распространением тех небольших тиражей, что все таки издаются. Едва обозначенный г-жой Козловой «образ врага» в лице равнодушного к проблемам писателей чиновничества обогатил своим штрихом выступивший вслед за ней председатель Союза композиторов РК Михаил Герцман. Он рассказал печальную историю о сорванном (по вине прижимистых в связи с кризисом чиновников) фестивале финно-угорских композиторов («Я был совершенно убитый, плохо спал, даже не ел...») и в связи с этим отпустил реплику в адрес единственного присутствовавшего на конференции сановника — министра культуры РК Владимира Юрковского: «Вот тут мы подходим к вязкой проблеме, каковой является министерство культуры. Это не в плане критики. Вы еще не успели нагрешить, вам еще предстоит это...»

Убедительным дополнением к наброску образа супостата стали выдержки из доклада «Культура и будущее России», зачитанные председателем Союза театральных деятелей РК Галиной Миковой. С оттенком гневного сарказма в голосе она поведала собравшимся деятелям искусств о позорном месте, отведенном культуре в документе под названием «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности». Со слов г-жи Миковой, деятельность творческих союзов в этом документе представлена как «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» и предваряет подраздел «Стирка, химчистка, парикмахерские услуги, организация похорон». «Конечно, ничего плохого в том, что за культурой следует организация похорон, нет. Плохо только то, что этот документ точно иллюстрирует отношение государства к культуре», — заключила председатель союза театральных деятелей.

Последующие ораторы продолжили оплакивать отечественную культуру. Председатель Союза художников РК Роман Бендерский всерьез связывал ее плачевное состояние с выполнением так называемого «плана Даллеса» по растлению России. Поэт Юрий Ионов говорил о «культурном Холокосте» и призывал открыть специальную торговую точку для продажи произведений местных авторов, которых существующие магазины жалуют не очень. Ему вторил Борис Май, возмущенный употреблением чиновниками в рассуждениях о культуре таких понятий, как «продукт» и «потребитель»: «Хочется кричать, что культура — не колбаса!»

Между тем именно с выступления г-на Мая разговор на конференции стал приобретать более конкретный характер — достаточно было директору РДТ вспомнить застрявший в госдуме РФ уже на 15 лет законопроект о творческих союзах, который мог бы гарантировать их членам социальную защиту со стороны государства. «Мы (деятели искусств — «ЗЖ») сами виноваты (в том, что закон не принят — «ЗЖ»). Не можем сформулировать, что мы от него (закона — «ЗЖ») хотим», — категорично заявил Борис Май. «Денег», — иронично бросил кто-то из присутствующих, после чего последовали выступления в пользу принятия означенного закона.

Атмосферу единомыслия нарушил маститый художник Вячеслав Куликов, для начала сравнив конференцию с похоронами, с которых очень не хочется уходить, а затем напомнив коллегам по творческим союзам их — союзов — родословную. Говоря о союзе художников, но очевидно подразумевая все остальные объединения, г-н Куликов напомнил всем, что «халява (в лице творческих союзов — «ЗЖ») существовала по инициативе КПСС», и сами союзы выполняли роль идеологической прислуги режима. «Никогда творческие люди не будут жить нормально в союзе художников. Он почил. Он никому не нужен, — рубил с плеча Вячеслав Куликов. — Заработок халявный у нас есть, но он ничтожный. Мы пытаемся сейчас спекулировать на угро-финской теме... Но кормить нас никто не будет». Расправившись таким образом с иллюзиями коллег, художник в заключение нарисовал безрадостную картину: «Мы будем работать. Но мы будем работать на полку, на улицу, на свалку. Надо терпеть».

Последовали возражения. Елена Козлова, согласившись с тем, что творческие союзы в свое время были созданы по инициативе большевиков, отметила между тем, что КПСС развалилась, а союзы все еще существуют. При этом привела в пример Финляндию, где «есть союз писателей, всем писателям платят стипендию, и у кого книг библиотеками закуплено много, тем идет большая зарплата – на уровне средней зарплаты в промышленности».

Вслед за г-жой Козловой отстаивали право творческих объединений на существование председатель Союза архитекторов РК Леонид Федосов и Михаил Герцман. Г-н Федосов, признав роль Сталина в создании союзов, упомянул к слову, что еще в царские времена существовало Российское общество архитекторов. «Другое дело что и тогда оно было создано по идеологическим соображениям. И уверяю вас: появится у нас сейчас идеология – мы выстроимся в линеечку и пойдем, куда надо. Сегодня беда в том, что идеологии нет. Но мы понимаем, что разрушать союзы – это преступление, и Сталин здесь совершенно не при чем… Мы будем искать способы выжить, и это совершенно нормальное явление», — аргументировал свою позицию председатель союза архитекторов.

Г-н Герцман, противопоставляя свою точку зрения мнению Вячеслава Куликова, также обратился к истории. В частности, напомнил о «могучей кучке» (творческое содружество российских композиторов конца 1850-х — начала 1860-х годов — «ЗЖ») и европейской гильдии художников (Гильдия Святого Луки — цеховые объединения художников, скульпторов и печатников, получившие распространение с XV в. в низовьях Рейна и Нидерландах — «ЗЖ»), не сказав, правда, о причастности государства к деятельности этих объединений.

Что бы там ни было, именно Михаил Герцман поставил многозначительное отточие после всего сказанного на мероприятии: «Сейчас случилось так, что к власти пришли люди, в общем, мало культурные. Или люди, для которых культура не является приоритетом… Но маятник все равно качнется...»

Итогом собрания республиканских деятелей искусства стало решение передать в правительство РК аудио-стенограмму заседания.

Андрей Влизков

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть