RSS

Виктор Гончаров: "Мы стремились отправить всех сразу и сделали это"

С последствиями произошедшей 8 января в Уганде авиакатастрофы, в которой погибли шестеро членов экипажа самолета, в том числе трое жителей Сыктывкара, естественно, пришлось разбираться и работникам российского дипломатического ведомства в этом африканском государстве. В минувшую пятницу, 14 января, корреспондент «ЗЖ» связался по телефону с советником (вторым лицом) посольства России в Уганде Виктором Гончаровым и задал ему несколько вопросов.

– Трое жителей Республики Коми погибли в Уганде. Как организуется доставка их тел на родину?

– Все организовано. Сегодня утром в восьмом часу по московскому времени самолет с телами шести погибших авиаторов вылетел в Дели. Насколько мне известно, они будут отправлены из Дели в Москву где-то в 21.30 рейсом «Аэрофлота» № 534.

– Все шесть тел будут отправлены из Дели в Москву?

– Конечно. Мы стремились к тому, чтобы отправить всех сразу, и сделали это.

– А почему операция проводится через Дели?

– Так сложилось. Где Уганда, где Москва, где Сыктывкар… Сами понимаете.

– Есть ли какая-нибудь официальная информация от властей Уганды о причинах катастрофы? Привлекаются ли к работе по их выявлению работники посольства или другие официальные представители России?

– Самолет принадлежал частной компании. Сейчас власти страны ведут расследование, создана специальная комиссия. Занимается этой работой только угандийская сторона – Министерство гражданской авиации Уганды с привлечением криминального управления и т.д. и т.д. Но, по всей видимости, – мы тут посидели, потолковали с ними – была стая птиц. В результате столкновения с ней при взлете заклинило сразу два двигателя. Но это пока еще предварительные наметки. Бортовые самописцы – «черные ящики» – до сих пор не найдены. А без их изучения делать какие-то выводы преждевременно. Но такая вот версия существует.

– Известно, когда завершится расследование?

– Это очень сложно сказать. Как правило, такие расследования длятся достаточно долго.

– Российские интернет-издания со ссылкой на угандийскую газету «Монитор» пишут, что бортовой самописец таинственном образом исчез с места крушения самолета. И что якобы его похитили местные жители, которые оказались на месте авиакатастрофы раньше, чем службы безопасности страны. Вы можете как-то прокомментировать эти сообщения?

– Я знаю об этом, но не верю этому. Они его не могут взять, зарыть и ждать, что что-то из него вырастет. Бортовой самописец – это такая серьезная вещь. Ее, опять же, невозможно ни разбить, ни расколоть, чтобы что-то из него вытащить, какой-то там металл. Мне эта версия представляется весьма странной.

– А какие-нибудь другие странности, связанные с катастрофой, вы можете отметить?

– Тут, понимаете, дело, видимо, случая. Вряд ли можно что-то на это дело накручивать. Всякое может случиться и у нас, и здесь. Хотя, конечно, Африка есть Африка. И есть определенный элемент русского экстрима. Так что я бы не стал никак комментировать ваш вопрос. Это будут просто слухи, рассуждения, мысли вслух на этот счет. Лучше всего дождаться окончательных результатов расследования этой авиакатастрофы.

– Тогда вопрос по дипломатической части. По каким визам въехали в Уганду погибшие авиаторы? Ведь не секрет, что гастарбайтеры из России въезжают в африканские страны по туристическим визам.

– Для граждан России в Уганду существует фактически безвизовый въезд. Человек прилетает в Уганду и прямо при прохождении паспортного контроля в аэропорту он платит двадцать долларов и получает трехмесячную визу с правом ее продления.

– А граждане России, работающие в Уганде, состоят на каком-то учете в консульских органах?

– К сожалению, эта авиакомпания зарегистрирована в Киншасе (столица Демократической Республики Конго – «ЗЖ»), и они там могли состоять на учете. Но я хочу подчеркнуть, что вообще постановка на консульский учет для россиян носит рекомендательный, а не обязательный характер. Если вы хотите, вы встаете на учет. Это обеспечит сохранность вашей жизни в случае обострения обстановки в стране – вас в любое время смогут найти и эвакуировать. С другой стороны, если вы не хотите, если вы считаете, что это нарушение прав человека, то вы на учет не встаете.

– Видимо, желающих встать на учет не так уж и много. Особенно среди тех, кто работает в Африке зачастую полулегально.

– Я бы вот что сказал. Когда мы разговариваем с людьми, которые сюда приезжают, мы рекомендуем им встать на учет. Поскольку это, скажем так, не Канада, не Западная Европа, а Африка, в которой могут случиться всяческие катаклизмы. Мы же должны обеспечивать и защищать интересы российских граждан. И просто рекомендуем: «Ну встаньте на учет. Никто за вами следить не будет, этого давно уже нет. Просто вы будете состоять на учете, чтобы мы знали, где вы живете, по какому телефону с вами можно связаться. Чтобы, когда нам поступает информация о том, что возможны какие-то террористические акты в отношении российских граждан, мы могли бы вас оповестить, забрать, привести в посольство. Поместить в более сохранное помещение, чтобы на этот промежуток времени вы были живы и здоровы». Вот только в таком ключе мы рекомендуем вставать на учет. А так, пожалуйста, никто никого не тянет. Не хотите вставать на учет, ради бога, не вставайте. Здесь специально никто ни за кем не смотрит уже давным-давно.

– А вы не выясняли, состояли ли погибшие на учете в консульском отделе российского посольства в Конго? Вы ведь наверняка с ними связывались?

– Нет. У нас в Африке очень плохая связь. Чтобы дозвониться до Киншасы, надо просидеть у телефона два-три часа. Нам вот с трудом удалось получить из Конго копии паспортов погибших, коль скоро они при авиакатастрофе сгорели. Да и на кой черт с ними говорить. Самолет же разбился на территории Уганды. Что меняет факт, стояли или не стояли погибшие на консульском учете в Конго?

– В российских СМИ прозвучала информация, что попавший в аварию самолет был нанят для выполнения какой-то гуманитарной миссии.

– Я бы сказал, коммерческой. Они везли груз фасоли и две машины.

– Машины не военные были?

– Да нет, нет. Это были РАФ-4 (малолитражный внедорожник фирмы Toyota – «ЗЖ») и джип «широкий» (видимо, имеется в виду машина марки Jeep Cherokee – «ЗЖ»).

– Как посольство может оценить работу г-на Захарова, который владеет авиакомпанией? Он помогал? Или препятствовал? Или бездействовал?

– Нет, он провел здесь действительно кропотливую и добротную работу по отправке тел на родину. Нашел нужный путь с учетом временного фактора. Я его первый раз видел, он в ЮАР живет.

Беседовал Эрнест Мезак

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть