RSS

Валерий Марков поставил “неуд” Алексею Изъянову

на заседании исполкома МОД «Коми войтыр»

Алексею Изъянову (крайний слева) поставили «неуд».

Алексею Изъянову (крайний слева) поставили «неуд».

21 февраля Глава РК официально сформировал республиканское правительство. Через три дня один член правительства – председатель исполкома Межрегионального общественного движения (МОД) «Коми войтыр» Валерий Марков – поставил «неуд» другому – министру образования и высшей школы Алексею Изъянову. Коллеги г-на Маркова по исполкому пошли еще дальше. Они поставили «двойку» еще и заместителю Главы РК Вере Скоробогатовой. Указанные лица пострадали за недостаточно ревностное исполнение республиканского закона «О государственных языках». О подлинных причинах, побудивших обычно послушный властям «Коми войтыр» на «антиправительственное» выступление, остается лишь догадываться.

Плановое (они проводятся раз в квартал) заседание исполкома МОД «Коми войтыр» прошло 24 февраля. Оно было посвящено «проблемам в системе образования, затронутым на конференциях коми народа в 2004 году». Прибывающим членам комитета раздавали заранее подготовленный проект решения, ключевой пункт которого гласил: «Обратить внимание Главы РК на неудовлетворительную реализацию законов РК «О государственных языках РК» и «Об образовании» в системе образования РК со стороны министра образования РК Изъянова А.Т. и заместителя Главы РК Скоробогатовой В.И.». Все упомянутые должностные лица почтили заседание комитета своим личным присутствием.

Первым выступил Валерий Марков. Довольно длительное выступление экс-депутата было выдержано в традиционной для него манере. Вместо того, чтобы рассказать, какие именно проблемы и на каких именно конференциях коми народа затрагивались, г-н Марков затянул речь, изобилующую массой исторических и прочих фактов. В частности, он напомнил, что РК «была в числе первых субъектов РФ, которая приняла закон о государственных языках» (закон был принят в мае 1992 года). После этого, по словам г-на Маркова, «был значительный подъем в среде национальной интеллигенции, который выразился в том, что на чисто добровольных началах, на энтузиазме были подготовлены многие программы и учебники по изучению коми языка». Такую активность лидер «Коми войтыра» связал со стремлением «реализовать идеи, которые очень долго ходили в нашем обществе». Какие идеи, уточнено не было. Но из последующих слов стало ясно, что это были идеи реванша, стремление вернуться к практике начала 60-х годов, когда коми язык преподавался практически во всех школах республики. Правда, тут же г-н Марков заметил: «Население в среднем достаточно скептически относилось к реализации закона, ибо он был совсем не востребован обществом. Он был востребован лишь самими носителями языка и то в неформальной обстановке».

После чего г-н Марков сразу же перепрыгнул к социологическим исследованиям 2003 года, которые дали очень любопытные результаты – население республики стало воспринимать коми язык в качестве одного из атрибутов статуса республики. Далее пошел разбор полетов в сфере образования. «Здесь идет определенный отход от достигнутого», – многозначительно начал лидер «Коми войтыра». Впрочем, отход явно не тянул на «неуд» г-ну Изъянову.

Сокращение числа часов, выделяемых на изучение коми языка, и полное его исчезновение в первых классах сам же г-н Марков объяснил строгостью санитарных правил и требованиями федерального образовательного стандарта. К сфере же недоработок минобраза Коми г-н Марков отнес: «стремление убрать республиканский закон об образовании и работать просто по федеральному закону», обращение министра в Конституционный суд РК («чтобы он подтвердил, что коми язык нужно изучать в школах»), отсутствие представителей института повышения квалификации на состоявшейся недавно республиканской конференции по вопросам изучения родных языков. Такие упущения на уровне министерства, по мнению г-на Маркова, провоцирует перекосы на местах. «Удивляет, что родители начинают собирать подписи за исключение коми языка из предметов обучения, а система образования не реагирует на это», – отметил докладчик.

Далее г-н Марков перескочил к общим вопросам организации образовательного процесса на селе. «Я не знаю, есть ли в РК хотя бы одна школа с одним учеником», – заявил лидер «Коми войтыр» таким тоном, что всем стало ясно, что отсутствие таких школ – это еще одно упущение министра, который, похоже, не хочет следовать опыту Башкирии, где имеется восемь школ с одним учеником и 53 – с тремя. А зачастую из-за этого, по мнению г-на Маркова, молодежь уезжает из коми деревень. После такого обескураживающего заявления, корреспондент «ЗЖ» перестал контролировать дальнейший ход мыслей г-на Маркова.

Способность к восприятию вернулась к корреспонденту вместе с появлением на трибуне Алексея Изъянова. Поприветствовав членов исполкома на коми языке, он однозначно дал понять, что главная проблема системы образования в РК – это не преподавание коми языка, а состояние материально-технической базы. Главной же своей задачей он видит улучшение этой самой базы.

Министру было чем хвастаться. Если в 2002 году на капитальный ремонт школ было выделено 20 млн. руб., то в прошлом – уже 120 млн. руб. «Мы отремонтировали 168 зданий, из них 70% – это здания сельских школ», – не без гордости заявил г-н Изъянов. Упомянув еще несколько своих очевидных достижений по материально-техническому и методическому оснащению сельских школ, министр перешел к проблемам, затронутым г-ном Марковым. Он высказался против башкирского опыта по поддержанию существования школ с одним-двумя учениками в классе («я не завидую этим детям, в условиях классно-урочной системы идет торможение их развития»), покаялся в отсутствии на упомянутой республиканской конференции (с оговоркой «мы и сами проводим массу семинаров и конференций, в том числе по национально-региональному компоненту») и изложил новый подход министерства к подготовке учебников (их должны готовить не штатные сотрудники Института повышения квалификации, а рабочие группы из специально привлеченных специалистов).

По ключевой же проблеме – невыполнение требований закона о преподавании коми языка во всех школах республики (сейчас его изучают лишь 35% учащихся) – министр не политкорректно заявил: «Мы создаем условия для изучения и никогда не будем волевым порядком загонять всех изучать коми язык или какой-нибудь другой предмет, за исключением стандарта, оговоренного государством. Есть стандарт, все остальное – это желание». Завершая свое выступление, министр сказал: «Я всегда открыт и рад сотрудничеству, но ко мне ни разу никто из вашей организации не пришел и не обратился».

Заместитель председателя исполкома МОД Василий Киселев дал понять г-ну Изъянову, что не члены исполкома должны ходить к нему, а он должен ходить на мероприятия комитета («вы были в Ухте, но не захотели быть на конференции коми народа»). Попытку министра оправдаться пресек Валерий Марков, заявивший, что министр не просто проигнорировал ухтинскую конференцию, но и отозвал с нее всех преподавателей для участия в ведомственном совещании. В конце концов, вмешался Владимир Торлопов и пообещал устроить по Ухте «отдельную разборку».

Из последующего обсуждения корреспондент «ЗЖ» так и не понял, чем для коми народа плох министр, который хоть и не хочет принуждать школьников к изучению коми языка, но зато заботится о материально-техническом оснащении сельских школ. Этого, похоже, не понял и Глава РК Владимир Торлопов, который вспомнил разговор с федеральным министром науки и высшей школы г-ном Фурсенко, весьма лестно отозвавшемся о г-не Изъянове. Обратившись к проекту резолюции, г-н Торлопов специально попросил исполком смягчить слова «о неудовлетворительной реализации законов». Просьбу г-на Торлопова решали уже без него (глава вместе с Верой Скоробогатовой ушел проводить оргкомитет по празднованию 60-летия Победы). Усилий г-на Торлопова не хватило, чтобы переиграть таких «зубров» «коми национального движения», как Алексей Безносиков (заместитель председателя Госсовета РК) и Алексей Конюхов (экс-министр по делам национальностей РК). Квалифицированным большинством голосов «неуд» министру все-таки поставили. После отдельного обсуждения такую же оценку поставили Вере Скоробогатовой, видимо, за то, что она плохо следит за подведомственными ей министрами (на заседании исполкома г-жа Скоробогатова, кстати, выступить не успела).

Принятое исполкомом решение близкие к республиканскому политистеблишменту собеседники «ЗЖ» склонны объяснять стремлением некоторых высокопоставленных личностей поставить своего человека на финансовые потоки, связанные с ремонтом и материально-техническим оснащением школ.

Эрнест Мезак

Распечатать


Комментарии


Возможность размещения новых комментариев отключена!

Взгляд


Мурзилка

У начальников дележка - заработали немножко на откатах черных бонов. В телевизоре ж Микронов говорит про третий срок: мол, Беспутный дал зарок уж в начлаги не соваться; надо б с ним не соглашаться, хочет-нет - пускай идет.
Смотреть