- Во-первых, «Возрождение» я воспринимаю как общественную организацию, которая занимается пропагандой здорового образа жизни и реабилитацией наркоманов. Во-вторых, церковь — это, в общем, тоже общественная организация. И, в принципе, если общественная организация не призывает к насилию, свержению власти, к национальной или межконфессиональной розни, почему нам с ней не сотрудничать? Если у православной церкви будет организация, которая займется тем же, чем фонд «Возрождение», то мы готовы с ними сотрудничать. Пожалуйста, с удовольствием. Тем более что я сама православная. А эти нападки... Надо же прислушиваться к своему «верховному» — митрополиту Кириллу. Он сказал, что наше духовное возрождение может быть только совместное, нечего нам (представителям религиозных конфессий — «ЗЖ») делить. А что мы наблюдаем здесь? Когда мы проводили круглый стол с участием Сергея Ряховского (председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), сопредседатель Консультативного совета глав протестантских церквей России, член комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению — «ЗЖ»), пришли все конфессии, кроме представителей местной епархии РПЦ.
- Вы их приглашали?
- Конечно! Мы их всегда приглашаем, но они просто игнорируют. Мы их приглашали на различные мероприятия. Они на первые два приходили, потом как-то охладели...
- Как вы думаете, почему?
- Происходит это потому, как я думаю, что власть настроена дружить только с РПЦ... На тот же круглый стол с Ряховским пришла Бутырева (Галина Бутырева, главный редактор журнала «Арт», — «ЗЖ»), она православная. Слушала об успехах фонда с сомнением. Там же присутствовал Колегов (Алексей Колегов, лидер национал-патриотов РК — «ЗЖ»). Он, слушая о деятельности «Возрождения», попросил показать ему хоть одного реабилитированного наркомана. И с мест встали сразу 10-12 ребят. И Колегов, и Бутырева были ошеломлены. После ко мне подошла Бутырева и говорит: надо нам обязательно встретиться с Питиримом (епископ Сыктывкарский и Воркутинский — «ЗЖ») и отцом Филиппом (пресс-секретарь епархии — «ЗЖ») и сказать, что не надо воевать...
- Между тем с фондом «Возрождение» не воюют, а сотрудничают такие государственные организации, как Госнаркоконтроль, СПИД-центр...
- Потому что они (фонд «Возрождение» — «ЗЖ») — единственные, кто получает результат. Не помню, кто мне рассказывал из представителей государственных структур, что было потрачено 25 млн. рублей на то, чтобы создать сколько-то коек для лечения наркоманов в Воркуте, Печоре. Результат — лишь один из реабилитированных продержался 3 месяца. Правильно говорили на одном из наших круглых столов — что даже зарубежные методики не совсем эффективны. Надо придумывать что-то свое. В «Возрождении» придумали: творчество, труд и вера. Кстати, если бы епархия открыла свои центры, там тоже реабилитация строилась бы на вере, — только православной. У епархии в отличие от «Возрождения» возможностей значительно больше — множество приходов по республике, священников... Мне непонятны претензии к фонду. А насчет их вероисповедания... Когда видишь здоровых, счастливых, трудолюбивых людей, то какая разница, какого они вероисповедания?
- Вы говорите, «возрожденцы» придумали свое. А в епархии, судя по публикации в «Православии на Северной земле», считают, что придумывать и применять методики реабилитации наркоманов имеют право лишь сертифицированные специалисты.
- Ну, во-первых, они же (в реабилитационных центрах «Возрождения» — «ЗЖ») не применяют какие-то медицинские методики. А насчет остального: насколько я знаю, активисты фонда проходили соответствующее обучение, тренинги в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, у них имеются «корочки» специалистов по пропаганде здорового образа жизни. Вы же присутствовали на круглом столе, где они говорили о том, что представляли свою программу в министерство образования, а там с ней просто отказались знакомиться. После этого ребята дорабатывали программу и по форме, и по содержанию — им опять отказали. Я вот смотрю на этих ребят и удивляюсь: столько на них нападок, а они держатся. Почему чиновники и руководство епархии так на них ополчились?.. Ну, с епархией понятно — там видят в фонде конкурента. Хотя где-то той же епархией приводилась цифра, что 82% населения республики — православные.
- Чего тогда бояться? О какой конкуренции речь?
- Может, потому боятся, что знают другую цифру: проводились исследования, в результате которых выяснилось, что истинно верующих православных всего 1-2%. То есть идет борьба за паству. А времена-то меняются. Это людей старшего поколения все устраивает в церкви, а молодежь как может оценить ее деятельность? Только по делам. А дела молодежь видит в фонде «Возрождение».
- В республиканских СМИ была информация, будто в епархии уверены, что молодых людей в реабилитационных центрах фонда элементарно зомбируют...
- В принципе, любая вера всегда немножко зомбирует человека, настраивает его на определенный лад. Хорошо — пусть даже зомбируют, но ведь зомбируют только на хорошее! Я хожу в православную церковь, и там тоже как-то подтягиваешься, возникает определенный настрой.
- Судя по последней публикации, епархия никак не может простить президенту фонда «Возрождение», пастору Церкви «Божьей славы» Виктору Дудину его уголовное прошлое, каковое, действительно, имело место и что, собственно, он и не скрывает. Вас это не смущает в контактах с г-ном Дудиным?
- Как контраргумент здесь можно задать вопрос: а сколько православных сидит в колониях за различные преступления? Они тоже оступились, и что — от церкви их теперь отлучить? Жизнь длинная — с каждым может случиться...
- Вы напрямую к епархиальному руководству не обращались, чтобы разъяснить позицию общественной палаты насчет ее сотрудничества с фондом «Возрождение»?
- Нет. Как я уже сказала, с предложением поговорить с епархиальным начальством ко мне обратилась Галина Бутырева. Почему бы нет?..
- Одна из претензий местной епархии, касающаяся вашей с фондом акции «Время жить», — то, что мероприятие было проведено на месте разрушенного храма в Кировском парке Сыктывкара. Оправдаться не хотите?
- А в чем оправдываться? Если бы то, что мы делаем, приносило вред, тогда понятно. Их (в епархии — «ЗЖ») не трогает же, что по соседству со святым местом расположена пивная палатка, где пьет, развращается молодежь, или то, что на той же площадке проводятся другие зрелищные мероприятия?.. Не знаю, мне кажется, надо что-то менять, — чтобы не только пожилые люди шли в церковь. Я хожу в церковь в Рождество, на Пасху, и вижу, что молодежи все меньше ходит. Нет движения, ничего не меняется, и интереса нет. Мне кажется, надо за молодых бороться, а не ждать, пока они сами придут... Ряховский сказал, что если они (в РПЦ — «ЗЖ») так будут продолжать себя вести, то сами превратятся в сектантов. То есть надо идти друг другу навстречу, надо говорить. Когда нет диалога, начинаются войны...
Беседовал Андрей Влизков
RSS-канал Последние комментарии к статьям
RSS-канал Комментарии к статье «Галина Князева:
«Когда нет диалога — начинаются войны»»